Папье-маше

Применение папье-маше для изготовления различных предметов обихода практикуется уже давно, и из него выделяется довольно много вещей, так как способ изготовления довольно простой, и сделанные из него предметы отличаются легкостью и прочностью. Кроме того, изделия из папье-маше поддаются всякой отделке и поэтому могут удовлетворить самым строгим требованиям. В прежнее время знали только массы из бумажной кашицы, т. е. бумагу размельчали, вымачивали в воде и полученную кашицу прессовали в формы. В настоящее время к бумажной или тряпичной массе прибавляют глину, гипс или другие вещества. Существует сорт папье-маше, состоящий из определенного числа отдельных листов, которые соединяются посредством склеивающего вещества и образуют при достаточном давлении компактную прочную массу. Смешиванием бумажной массы с такими веществами, которые противодействуют влиянию воды, или покрытием ими готовых предметов можно изготовить из папье-маше непромокаемые изделия.

1. Папье-маше по Винцеру. Для этой массы можно употребить всякие сорта бумажных обрезков, а также обрезки картонов в т. п. Второй составной частью является мелко просеянная зола - главным образом зола от крепкого дерева, и, наконец, третья составная часть - мучной клейстер.

Из этих составных частей масса приготовляется следующим образом. Бумажные обрезки рвут на мелкие куски, бросают в наполненный водой котел и дают в воде размокнуть; частое помешивание ускоряет этот процесс. Размякшую бумажную массу вынимают, слегка отжимают воду, перекладывают в ступку и хорошо растирают. После этого массу кладут в плотный полотняный мешок и хорошенько отжимают всю воду. Полученный комок высушивают на солнце или печи, а после просушки растирают на терке так, чтобы бумажные хлопья на ощупь походили на хлопок. Натертую таким образом массу смешивают на доске с обыкновенным мучным клейстером при помощи деревянной лопаточки до густоты теста. Комок, заправленный мучным клейстером и образующий третью часть приготовляемой массы, раскатывается скалкой на доске и раскладывается в виде венка. В отверстие насыпают из мелко просеянной золы, поливают ее понемногу водой и мешают, пока вся зола не будет пропитана водой. Затем смешивают мокрую золу с венком из бумажной массы и хорошо размешивают.

Полученную массу кладут в ступку и хорошо перемешивают, после чего получается папье-маше, которое можно сразу пустить в употребление. Если массу хотят сохранить долгое время влажной, то ее перекладывают в глиняные оглазуренные горшки, которые ставят один на другой и оберегают от солнца и тепла.

Из этой массы можно изготовлять барельефы, причем эта масса заменяет воск, употребляемый при моделировке. Для этой цели берут кусок массы из глиняного сосуда, придают ему плоскую форму необходимой для барельефа величины, смазывают одну сторону мучным клейстером и накладывают на любую плоскость, например на полированное дерево, металлическую доску или картон. После этого на массу кладут сложенное вчетверо сухое полотенце и извлекают повторными накладываниями имеющуюся в массе излишнюю влажность.

После такой обработки из массы можно легко моделировать при помощи деревянной стеки любой орнамент, как это делается с воском или другой пластической массой.

Эта масса имеет перед воском следующие преимущества: а) Стекой работается легче в мягкой массе, которую можно прижимать, лепить, придавать разные формы. Если одна часть засыхает раньше, то ее смазывают смоченной в воде кистью, и масса снова поддается обработке. Если работа до ее окончания совсем засохла, то ее можно частично или целиком увлажнить при помощи мокрого полотенца и продолжать работать стекой. в) После того как законченный барельеф совершенно высохнет, его покрывают жидким мучным клейстером при помощи кисти, дают просохнуть клейстеру, после чего работа сглаживается костяной стекой. После этого ее покрывают жидким клеем, снова высушивают и сглаживают где нужно костяной стекой. При такой обработке поверхности предоставляется полная возможность покрыть орнаменты масляными или водяными красками, лаком или позолотой. Если работа раскрашена или позолочена, то ее покрывают еще несколько раз спиртным лаком, и после того как он высохнет, работа не боится ни холода, ни жары, ни сырости, и мухи и пыль не могут ей повредить. Лакированная поверхность совершенно предохраняет работу от порчи. Пыль смахивается щеткой, а пятна от мух смываются влажной тряпочкой.

2. Папье-маше по Дернигу. Берут 4 кг тряпичных обрезков, вымачивают их несколько дней в воде и затем в той же воде кипятят 3 часа. После этого массу перекладывают в несколько горшков и тщательным обрабатыванием мутовкой превращают в гладкую, жидкую кашицу. Перелив из горшков готовую кашицу в корыто, прибавляют в нее 3 кг мелко истолченной жженой магнезии, 3 кг ржаной муки, 1 кг мелко истолченной негашеной извести и 14 л крахмального клейстера в горячем еще состоянии, хорошо все промешивают и дают стоять от 1 до 2 суток. После этого сливают сверху отстоявшуюся воду и снова дают смеси стоять от 1 до 2 суток, отчего масса делается гуще. Затем полученную массу можно прессовать в формы, а предметы после просушки обрабатываются ножом, напильником, стеклянной или наждачной бумагой или на токарном станке. Для большей прочности готовые предметы погружают в кипящее масло, а после просушки полируют мелким порошком пемзы, раскрашивают и покрывают лаком. Эта масса особенно рекомендуется для трубочных головок, так как очень медленно обугливается.

3. Папье-маше для игрушек. а) В подходящем сосуде вымешивают в гладкую жидкую кашицу 50 кг мелко истолченного и отмученного глинистого сланца с 20% тряпичной бумаги, 30% обожженного гипса (алебастра) и с достаточным количеством воды. Полученную массу наливают в закрытые полые формы, предварительно смазанные каким-либо жиром или мелко истолченным гипсом или сланцем. Через несколько минут в форме образуется более или менее толстая корка, после чего выливают лишнюю жидкую массу, вынимают готовый предмет из формы и просушивают его, чтобы удалить воду. Затем для придания ему прочности его покрывают воском, парафином, каучуком, лаком или красками. Преимущество этого способа фабрикации состоит в том, что смешанную с гипсом массу можно вылить в закрытые формы, где она быстро затвердевает, так что формы уже через несколько минут годятся к дальнейшему употреблению.

б) Для отливки кукольных головок, масок и т. п. употребляют массу, приготовленную из различных обрезков бумаги и картона.

Для изготовления массы названный материал складывается в котел (предпочтительнее железный эмалированный), прибавляется соответствующее количество воды и основательно кипятится. При кипячении масса растирается возможно мельче, чтобы разошелся находящийся в бумаге клей и образовалась гладкая бумажная кашица.

Когда бумажная масса достаточно сварена и превратилась в гладкую кашицу, без комков, ее вынимают из котла большими или меньшими количествами, кладут на решето, дают хорошенько стечь воде, формуют массу в шарики и измельчают ее при помощи механической терки.

На 2 кг полученной таким образом бумажной массы прибавляют 3 кг мелко истолченного мела и смешивают массу с клеевой водой, которую составляют из 0,5 кг столярного клея и 2 л воды. Воду, которая осталась от выжимания бумажной массы и стекла с решета, насыщают 250 г крахмального клейстера, к которому прибавляют 66 г табачной швары с полынью (если швары достать нельзя, то берут чеснок и полынь). Благодаря этому добавлению масса приобретает большую прочность и некоторого рода эластичность; кроме того, она не подвержена нападению паразитов.

Массу хорошо вымешивают, чтобы она приобрела густоту теста, и раскатывают ее на столе скалкой как тесто. При формовке полученные листы папье-маше нарезают кусками нужной величины и вдавливают их при помощи особых деревянных лопаточек в формы. При этом нужно следить за тем, чтобы масса не разошлась и не дала трещин, в особенности в глубоких частях формы. В очень глубоких местах, например у кукольных головок, вдавливают еще отдельно кусочек бумажной массы для того, чтобы все места были заполнены. Выступившую воду снимают губкой или пропускной бумагой, вынимают оттиск из формы и дают просохнуть на проволочной сетке.

4. Папье-маше как строительный материал. Новый строительный материал из бумаги обладает качествами твердого мелкопористого дерева, имея перед последним то преимущество, что он не коробится от сырости и теплоты. Для изготовления его употребляют обыкновенную бумагу, к которой прибавляют водный раствор из 1 крахмала, 1 гуммиарабика, 1 двухромовокислого калия (хромпик) и 3 бензина в расчете на 44 бумаги, которая обрабатывается в голландере. Полученные листы бумаги покрываются клеящим веществом из 16 клея и 1 льняного масла и затем при давлении и высокой температуре прессуются в прочные доски. Целесообразно оставить получившиеся доски под прессом в течение недели, после чего их можно обрабатывать и применять как дерево. Для того чтобы сделать доски огнеупорными, вышеупомянутый раствор из крахмала, гуммиарабика, хромпика и бензина заменяется раствором из 1 кремненатриевой соли, 2 квасцов, 2 углекислого калия и 3 водного нашатыря. Этого раствора употребляют 8 на 40 бумаги. Для склеивания употребляют в этом случае крахмал. В остальном поступают, как сказано выше.

5. Папье-маше для полов. Бумажные полы, представляют некоторые специальные удобства - этого рода полы плохо проводят тепло, приятны для опоры ног и почти не издают звука при ходьбе по ним. Вообще, они всего более напоминают половики из линолеума, с той лишь существенной разницей, что обходятся они значительно дешевле последних. Самое изготовление таких бумажных полов совсем не сложно и состоит в следующем: бумажное тесто смешивают с небольшим количеством цемента, исполняющего роль связывающего вещества, и приготовленную массу наносят на толстую сетку, растянутую по земляной настилке, после чего укатывают катком. Когда масса высохнет, ее покрывают краской в желаемый цвет.

6. Папье-маше для филенок. Эта масса служит для изготовления филенок и облицовок жилых домов, пароходных кают, железнодорожных и трамвайных вагонов, экипажей и т. д. Эта масса поддается всяческой обработке - ее можно строгать, пилить, клеить, прибивать гвоздями, и она никогда не расщепляется и не дает трещин. На открытом огне ее можно гнуть, придавая ей элегантнейшие формы, и ее можно, лучше, чем дерево, красить, полировать и лакировать. При этом краска, политура и лак держатся на ней гораздо прочнее, чем на дереве. Масса нечувствительна к перемене температуры, даже если постоянно подвергается действию солнца или дождя, не коробится и не дает трещин. При обработке она имеет то преимущество, что не имеет волокнистого строения, а потому не надо обращать внимания на волокна, как при дереве.

Для изготовления этой массы поступают след. образом: берут 70% тряпья, 10% джута, 15% бумажных обрезков, 5% бумаги из древесной массы (всего 100%). Эти части при помощи соответствующих приспособлений, с прибавлением воды, перерабатываются в однородную массу. Полученную кашицу высушивают, а после просушки прибавляют 40-50% вареного льняного масла и размешивают как можно лучше, чтобы получилось однородное тесто. Это тесто утрамбовывается в формы, соответствующие тем размерам, какими должны быть изготовляемые филенки.

Остальные предметы, кроме филенок, изготовляются прессованием в формах. Предметы в виде панно, готовых капителей, розеток и т. п. сушатся в печи при температуре около 70°C и тогда готовы к употреблению.

7. Вулканизированные папье-маше. Для изготовления этой массы бумага обрабатывается концентрированным раствором хлористого цинка 65-75° Б. Вместо хлористого цинка могут быть употреблены хлористые соединения олова, алюминия, магния или кальция. После такой обработки нужно промыть бумагу чистой водой, пока она не освободится от излишних химикалий. Так как на 1 кг бумаги требуется 4 кг концентрированного раствора хлористого цинка, то такой способ был бы слишком дорог для практических целей, если бы нельзя было снова использовать хлористый цинк, что делается следующим образом. Воду, в которой промывают обработанную хлористым цинком бумагу, употребляют до тех пор, пока концентрация не достигнет 30-40° Б. Тогда выделяют углекислым натрием (содой) весь цинк в виде углекислой окиси цинка так, чтобы в растворе остался только хлористый натр. Продажная цена углекислой окиси цинка покрывает стоимость хлористого цинка. Можно, однако, из углекислой окиси цинка обработкой ее соляной кислотой снова образовать хлористый цинк и вновь его употребить в дело.

Полученная таким образом масса так разбухает от сырости что ее нельзя было бы употреблять, если не сделать ее водонепроницаемой. Это достигается тем, что ее от 24 до 48 часов подвергают действию азотнокислой ванны, а затем тщательно промывают в воде. Требуемое для действия время зависит от толщины обрабатываемых предметов: чем они толще, тем медленнее пропитываются азотной кислотой, т. е. тем больше потребуется времени. Так как трудно достать азотную кислоту необходимой концентрации, то следует отдать предпочтение смеси из азотной и серной кислоты, соотношение которых зависит от концентрации азотной кислоты. Необходимость сделать предметы водонепроницаемыми навела на мысль вулканизировать их обработкой концентрированной серной кислотой.

Проделывается это следующим способом: в ванну из серной кислоты (обыкновенной продажной кислоты) прибавляют цинк-приблизительно 1 цинка на 32 кислоты- и оставляют стоять, пока кислота не вберет как можно больше цинка. Когда жидкость охладится, прибавляют декстрин-в пропорции 1 декстрина на 4 раствора. Это оказывает удивительное влияние на действие ванны; лист бумаги, после пребывания в ванне не разрушается немедленно от кислоты, но сохраняет долгое время силу сцепления или склеивания после того, как он вынут из ванны. Этим выигрывают столько времени, сколько нужно, чтобы из двух или нескольких бумажных листов образовать картон или формовать обрабатываемую массу. Затем масса опускается в ванну из обыкновенной поваренной соли и воды. Здесь происходит двойное разложение: образовавшиеся соли, сернокислый натрий и хлористый цинк растворяются в воде. Предмет затем промывается в чистой воде и обрабатывается дальше по желанию. Новизна этого рецепта состоит в добавлении к сернокислой ванне таких веществ, которые обладают способностью ослабить или замедлить действие кислоты. Вместо цинка можно употреблять и другой минерал, напр., железо, а вместо декстрина другое вещество, напр., кровь, яичный белок, бумагу или бумажную массу.

Таким способом могут быть обработаны всякие растительные волокна и ткани. Когда они обработаны в достаточной мере и свальцованы, они представляют отличную замену кожаных ремней. Для приготовления особенно толстых картонов их сначала вальцуют обыкновенным способом и соединяют две или несколько таких масс. Смазав обе поверхности описанной выше жидкостью и склеив таким образом, их промывают, как описано выше. Чтобы сделать изделия водонепроницаемыми, к кислотной ванне прибавляют немного сернокислого калия.

8. Вулканизированная фибра изготовляется таким же образом в твердом и мягком виде. Твердая вулканизированная фибра представляет рогообразную, однородную твердую массу, которая не расщепляется и не ломается. Она выдерживает высокую температуру и высокое давление, ее можно пилить, буравить, строгать, штамповать и полировать. Твердая фибра, в качестве отличного непроводника электричества, пригодна для изоляционных целей.

Винтовые нарезки на ней можно вытачивать так же равномерно и резко, как из металла. Вулканизированная фибра применяется для изоляционных целей в электричестве, для машинных частей всякого рода, в особенности для бесшумно вращающихся зубчатых колес, подшипников и т. д. и вообще всюду, где требуется неокисляющийся и нечувствительный к ударам и толчкам, к жирам и сырости материал. Она лучше и дешевле кожи, резины, металла, кости и слоновой кости и нечувствительна к холодной и горячей воде, к маслу, жиру, нефти, керосину, нашатырю, слабым кислотам и т. д. Гибкая вулканическая фибра представляет кожеобразную массу, противодействующую холодной и горячей воде, маслам и т. п. Она растягивается при этом совершенно гладко и ровно. Ей отдается предпочтение перед резиной и кожей. Гибкая фибра служит для вентилей, насосных клапанов, обручей, фрикционных шайб и т. д. От действия воздуха и сухости гибкая фибра становится твердой, но погружением в воду может быть опять сделана гибкой. Вулканическая фибра не выносит только слишком сухой жары. Получающиеся при обработке обрезки ни на что не пригодны.

9. Фибровый картон выделывают из всевозможных растительных волокон. Последние обрабатываются в сосуде, при нагревании, хлористым цинком, хлористым калием, хлористым магнием или серной кислотой, а затем перекладываются в барабан, дно которого снабжено маленькими отверстиями или щелями. Посредством поршня масса выжимается через находящиеся в барабанном дне отверстия тонкими нитями, перекладывается в сыром виде на металлические листы (с краями) и на них прессуется. После формовки картон подвергается действию водяной ванны, а затем высушивается. Величина металлического листа должна значительно превышать величину готового картона, так как при сушке в высокой температуре он усушивается на 50-60%. Преимущество такого способа вулканизации состоит в том, что прессуемый картон находится в виде длинных тонких нитей, которые переплетаются между собой, образуют особенно крепкие соединения и придают картону большую прочность и сопротивляемость.

10. Окраска изделий из папье-маше. Папье-маше может быть окрашено двумя способами: окрашивают всю массу насквозь или же покрывают красками только его поверхность. Выбор того или другого способа зависит от характера вещей. Вещи, часто употребляемые, напр., шкатулки, пеналы или т. п., удобнее раскрашивать насквозь. Если углы у таких предметов оботрутся, то они не будут рыжие или серые, а останутся в общем тоне. Декоративные же вещи, к которым не прикасаются руками, можно окрашивать поверх. В некоторых случаях можно комбинировать оба способа. Для окраски всей массы используют анилиновые краски. При этом надо иметь в виду, что чем светлее цвет, в который хотят окрасить папье-маше, тем чище должны быть взяты для него материалы. При этом способе окраски не следует предметы долго держать в печи, а только хорошенько просушить, чтобы не изменить нежных тонов. При темной окраске массы этой предосторожности не требуется, и вещи можно просушить в печи. В большинстве случаев употребляют второй способ окраски, т. е. покрывают вещи, сделанные из папье-маше, масляными или спиртовыми красками.

11. Маски и головки по Сатунину красятся следующим образом. Для окраски масок и кукольных головок надо, прежде всего, составить общий основной тон из клеевой краски. Для этого берут 500 г самой чистой гашеной извести, примешивают к ней 600 г квасцов, размешивают все хорошенько и оставляют стоять на сутки. На следующий день смесь протирают сквозь частое сито и кладут на несколько листов протечной бумаги, чтобы извлечь излишнюю воду. Затем сбивают отдельно 80 г деревянного масла с яичным белком от 6 яиц и смешивают с гашеной известью. После этого остается лишь покрасить полученную смесь киноварью, бистром для получения тельного цвета. Составленную таким образом краску разжижают довольно густой клеевой водой. Для нежных тонов берут желатин, а для темных столярный клей. Краску ставят в другой горшок с горячей водой, чтобы клей не застывал. Маски и головки кроют широкой мягкой кистью и дают высохнуть. Когда маски и головки высохли, их надо аккуратно отполировать хвощом.

Автор: Г. Бродерсен





liveinternet