Набора узор тонкий

Набор скани по задуманному рисунку можно разделить на два этапа: вначале выгибают пинцетом элементы скани, а потом раскладывают их согласно рисунку на тонкой писчей гладкой бумаге и прикрепляют клеем БФ-2, БФ-6 или нитролаком. Использовать кальку или восковку нельзя, так как они сгорают неравномерно и деформируют рисунок скани. Сначала выложите контур узора и только потом заполните его внутреннее пространство.

Когда набор высохнет, лишнюю бумагу оборвите. Образованная клеем или лаком пленка крепко удерживает сканный узор. Паяют такой набор на ровной плите.

Плита для укладки деталей перед обжигом и пайкой

Плита для укладки деталей перед обжигом и пайкой

В процессе набора нужно добиваться, чтобы все элементы скани плотно прилегали один к другому, тогда не придется повторно паять, менять сгоревшие элементы, поправлять грубо спаянные места узора и устранять другие дефекты.

Набор плоской ажурной скани выполняют по рисунку, нанесенному па писчую бумагу. Отрезки гладкой или свитой «веревочки» скани согните пинцетом, повторяя линию узора, обрежьте, смажьте клеем или нитролаком и нанесите на рисунок. Чтобы ускорить набор скани, заготовьте одинаковые элементы и только после этого переходите к другим элементам. Их нужно тщательно подогнать. Когда узор будет набран, лист бумаги переложите па стальную пластинку и обвяжите стальной отожженной проволокой диаметром 0,2—0,4 мм.

Затем посыпьте набор припоем, смешанным с бурой, и направьте на него пламя горелки. (К основанию и стальной проволочке припой во время пайки не пристает.) Бумага сгорит, а элементы сканного рисунка соединятся между собой.

Во время пайки припой можно перемещать в нужном направлении спицей из нержавеющей стали и таким же пинцетом поправлять сместившуюся деталь узора.

Пропаяв стыки набора, опустите его в отбеливающий раствор, налитый в ванночки из огнеупорного стекла или фарфора. Изделия из мельхиора и нейзильбера травят в 10—15%-ном растворе серной кислоты с добавлением хромпика (5 г. на литр). Хромпик предварительно растворите в воде. Продолжительность отбеливания — 30—40 секунд. Когда остатки флюса растворятся и поверхность очистится, изделие тщательно помойте в проточной воде щеткой и высушите. Погружать его в отбеливающий раствор можно медной проволокой или медным пинцетом, но ни в коем случае не стальным, который может оставить налет и испортить изделие./p>

Набор фоновой, или глухой скани. Переведите рисунок на отожженную, отбеленную, отмытую и высушенную пластинку из красной меди, мельхиора, нейзильбера или другого металла, выбранного для фона. Приклейте к ней детали узора, посыпьте набор припоем и нагревайте, сначала снизу (при этом сразу выгорит клей, слой припоя вспучится и осядет), пока пластинка не разогреется докрасна, а потом сверху. Когда изделие спаяется, тщательно его осмотрите, пропаяйте при необходимости повторно отстающие элементы. Полностью остывшее изделие отбелите.

Набор объемной скани. Этот вид скани применялся для украшения переплетов книг, окладов икон и как основа для перегородчатой эмали. Набирать можно двумя способами: в плоскости по рисунку развертки объемной фигуры и по листовому шаблону, имеющему форму данной фигуры. Шар, например, паяют из двух полусфер, которые набирают на стальном шаре-болванке. Пайку в этом случае можно вести без прокладок.

В технике объемной скани часто изготавливают шкатулки, вазы, предметы туалета, фигурки животных и т. п. Объемную скань иногда выполняют по частям, разбивая мысленно рисунок на отдельные плоские части. Эти части после пайки подгоняют одну к другой, связывают проволокой и спаивают.

Пайка шариков. Впаянные в сканный узор шарики, или «зернь», прекрасно дополняют рисунок изделия. Помещают их в основном на кольцевую основу: «колечко», на центральный кольцевой участок «головки», «завитка», «розетки» и других элементов скани. При пайке основная трудность заключается в том, чтобы удержать шарики на заданном месте. Можно под каждый шарик прокернить гнезда. Но существует и другой способ. Поверхность изделия покройте припоем и прикрепите к ней клеем или нитролаком «зернь». Установленные шарики заформуйте гипсовой смесью и прогрейте пламенем горелки. Поскольку масса шариков значительно меньше массы орнамента, они быстрее нагреваются и притягивают припой с орнамента. Спаянное изделие охладите и положите в холодную воду, чтобы отпал формовочный гипс. После этого отбелите, обмойте и, если нужно, декоративно отделайте.

Декоративную отделку можно произвести патинированием меди «серной печенью». Одну часть серы (в порошке) высыпьте в жестяную банку, опустите ее в посудину с водой и поставьте на слабый огонь. Когда сера расплавится, небольшими порциями добавьте две части поташа или едкого натра и, помешивая деревянной палочкой, расплавьте эту смесь. При спекании она приобретает темно-бурый цвет. Спустя 10—15 минут от начала спекания огонь погасите и дайте смеси остыть. Толочь «серную печень» нет необходимости, поскольку она легко растворяется в воде. Насыпьте ее в стеклянную банку и залейте водой из расчета 10—20 г порошка на литр воды. После этого изделие опустите в нагретый до 80—90 °С раствор «серной печени» и, как только сканный узор потемнеет, обмойте его водой, высушите и отполируйте сукном с полировальной пастой. Мельхиор чернят, опустив еще горячим в раствор сернистого натрия.

Множество расцветок — цвета почти всего спектра — можно получить, если латунь обработать раствором гипосульфита и азотнокислого свинца. Для этого растворите в литре воды 130 г гипосульфита, в другом литре воды растворите 35 г азотнокислого свинца, растворы смешайте. Очищенное в азотной кислоте и промытое после кислоты изделие опустите в приготовленный раствор и понаблюдайте за изменением окраски. Как только появится нужный вам цвет, изделие выньте из раствора, вымойте, высушите и покройте прозрачным нитролаком для предотвращения дальнейшего окисления.

Техника скани позволяет выполнять различные по сложности композиции, но не спешите браться за сложный узор. Начинайте с обработки простых элементов скани и только с приобретением определенных навыков и опыта переходите к более сложному рисунку. В этой главе даны только основные сведения, остальное зависит от вас: от вашего терпения, вкуса, фантазии. Никогда не останавливайтесь на достигнутом, постоянно усложняйте рисунок, ищите новые художественные формы и узоры сканного орнамента.

Художественная обработка металла — искусство очень многообразное и жизненное, оно тесно связано с современностью. Ценность народного искусства заключается в его самобытности, верности народным традициям. Издавна сложившиеся своеобразные приемы мастерства умело используются сейчас народными умельцами при создании ювелирных и бытовых изделий.

Автор: Л.А. Чесноков

Читайте еще:

Сайт ruainform.com. Исключительно самые важные события и происшествия страны.



liveinternet